В Саратовском университете под эгидой РАО впервые проходит Большой научно-методический форум Учитель в образовательной парадигме: личностный потенциал и социальные вызовы.
На площадке центрального кампуса 16 апреля собрались представители Российской академии образования, федерального учебно-методического объединения Образование и педагогические науки, органов управлений образованием области, преподаватели, школьные педагоги, аспиранты.
Вёл пленарное заседание форума ректор СГУ А.Н. Чумаченко.
А.Н. Чумаченко, ректор СГУ:
В этом зале собрались те, кто так или иначе определяет развитие педагогической науки, педагогического образования в нашей стране, от кого зависит развитие наших школ, развитие наших школьников. Спасибо огромное всем, кто смог найти время, приехать и поучаствовать в этом важном для нас мероприятии.
Алексей Николаевич рассказал об инициативах, которые были предприняты университетом в области развития педагогического образования, начиная с 1919 года до наших дней.
А.Н. Чумаченко, ректор СГУ:
Саратовский университет единственный вуз в регионе, который готовит школьных учителей по всей линейке школьного расписания. Но ещё важно, что все годы своего существования он так или иначе был связан с педагогическим образованием. Ведущим преобразованием в области подготовки учительских кадров стало возрождение Педагогического института в составе нашей образовательной структуры. Сегодня перед нами стоит особая задача сохранить уникальную моносреду с её научной составляющей, не просто перенеся её в новые стены, а воссоздав ту самую неповторимую педагогическую среду, которая всегда отличала нашу школу подготовки педагогов.
Ещё одной важной инициативой, на которую обратил внимание А.Н. Чумаченко и которая была поддержана Ассоциацией классических университетов России, стала разработка педагогического модуля для непедагогических специальностей.
По поручению губернатора области Р.В. Бусаргина участников приветствовал вице-губернатор руководитель аппарата губернатора Саратовской области М.И. Орлов. Михаил Игоревич рассказал о мерах региональной поддержки педагогических кадров от вузовской аудитории до планомерного вхождения в профессию.
М.И. Орлов, вице-губернатор руководитель аппарата губернатора Саратовской области:
Такое широкое представительство на форуме свидетельствует, что Саратовский университет становится признанным центром подготовки педагогических кадров. Классический университет исторически выработал особый подход к формированию учительских компетенций, ориентированный на реальные потребности школ. Неслучайно педагогический проект СГУ стал одним из ключевых в рамках программы "Приоритет 2030". Совместными усилиями нам удаётся выстраивать классическую цепочку непрерывной подготовки кадров в регионе, гармонично сочетая университетские традиции с передовыми образовательными технологиями.
С видеоприветствием к коллегам обратилась президент Российской академии образования, академик РАО, профессор О.Ю. Васильева.
Выступление директора Института педагогики СПбГУ и научного руководителя Центра развития педагогического образования РАО, члена-корреспондента РАО, председателя ФУМО Образование и педагогические науки Е.И. Казаковой обозначило ключевую роль педагога в реализации долгосрочных стратегий России. Опираясь на идеи классика педагогической мысли Симона Соловейчика (Педагогика для всех), эксперт выделила фундаментальные принципы педагогики: внутреннюю свободу, психологию счастья и стратегическое целеполагание.
Е.И. Казакова, председатель ФУМО Образование и педагогические науки:
Давайте на этом форуме и в дальнейшем чаще говорить о том, что действительно имеет значение. Не о теоретических конструкциях, наполненных условным смыслом, а о том, что мы реально воспринимаем через свои убеждения, поступки и действия. Ведь формально у нас одинаковые правила, одни законы, мы изучаем одни и те же учебники но действуем по-разному, подчас тратя силы и энергию неэффективно. Важно обсуждать не абстрактные "как должно быть", а конкретное "как это работает у нас". Не слова, а дела. Не планы, а реальные результаты. Потому что истинная педагогика это не только знание методик, но и личный пример, не только теория, но и практика жизни.
Руководитель Центра развития педагогического образования РАО, профессор С.А. Минюрова затронула важный аспект профессиональной сферы эмоциональное благополучие как ресурс профессионального развития педагога. Профессор считает, что учитель, находящийся в ресурсном состоянии, способен вдохновлять учеников, внедрять инновации и становиться настоящим лидером образовательных изменений.
С.А. Минюрова, руководитель Центра развития педагогического образования РАО:
Субъективное благополучие всех участников образовательного процесса это не просто локальная тема для обсуждения. Сегодня это устойчивый мировой тренд. Безопасная образовательная среда, психологический комфорт, эмоциональная стабильность вот что действительно волнует современных педагогов и исследователей образования во всем мире. Ведь по-другому воспитывать человека просто невозможно. При всём разнообразии подходов феноменологических, методологических, концептуальных все теории едины в одном: развитие эмоционального интеллекта и понимание себя в системе межличностных отношений это то ключевое, что всегда подчёркивалось в исследованиях педагогов и психологов.
Личностный потенциал дошкольника раскрыла заведующая кафедрой дошкольной педагогики Института детства РГПУ имени А.И. Герцена, член-корреспондент РАО А.Г. Гогоберидзе. Профессор предложила аудитории найти ответы на три важных вопроса: Всегда ли мы понимаем, что дошкольное детство невозможно догнать?, Осознаём ли мы трудности этого перевода? и Всегда ли мы действительно находимся на стороне ребенка?.
А.Г. Гогоберидзе, заведующая кафедрой дошкольной педагогики Института детства РГПУ имени А. И. Герцена:
Что значит "дошкольное детство невозможно догнать"? Каждый участник нашего форума прекрасно знает: в первые пять лет жизни закладываются основы всего развития человека. Но на практике мы часто забываем эту истину. Дошкольный возраст это окно возможностей. Однако в это окно не нужно "пихать" всё, что хочется нам, взрослым. Это окно возможностей для полноценного, разностороннего, эмоционально благополучного развития. И для некоторых жизненных качеств, для личностного потенциала это возраст неповторимый. После школьного старта это "окно" начинает закрываться...
О системе педагогического образования в СГУ рассказывала директор Педагогического института Т.Г. Фирсова.
Т.Г. Фирсова, директор Педагогического института:
Несмотря на все трансформации педагогического образования в XX-XXI веках, наша главная миссия остаётся неизменной подготовка школьного учителя как носителя духовно-нравственных ценностей и культурных традиций региона и страны. Из 17 тысяч студентов университета каждый третий обучается по педагогическим направлениям. Эти цифры красноречиво свидетельствуют о востребованности нашей работы, важная роль в которой отведена непрерывной педагогической подготовке
Т.Г. Фирсова остановилась на ключевых аспектах педагогической деятельности: формировании исследовательских компетенций и навыков социального проектирования у студентов, обучении культуре самообразования и основным компетенциям школьного учителя и других элементах, которые составляют основу подготовки педагогов нового поколения.
Впереди гостей и участников форума ожидает два насыщенных рабочих дня, в течение которых им предстоит решить важные задачи: реализовать содержательную повестку форума, глубоко проработав все запланированные темы, и познакомиться с Саратовом увидеть его культурное наследие и особую атмосферу, которая, вдохновляет на новые идеи.
По информации Саратовского государственного университета
Добавить комментарий